Статьи
Порядок регистрации товарных знаков
Товарный знак, или знак обслуживания, или торговая марка, – это, по сути, идентификатор товара или услуги, связанный с производящей компанией. Необходимость использования графического, словесного или комбинированного знака обусловлена фактом присутствия на рынке и маркетинговой стратегией – для различения и выделения среди массы однотипных и подобных продуктов.
Торговая марка – что это
На самом деле понятие торговая марка, или товарный знак, имеют более широкий смысл, чем просто словесный или графический символ. Под это понятие попадают и звуковые идентификаторы, сам товар и даже его упаковка, аббревиатура и слоганы, но чаще всего под таким символом подразумевают название, например, Shell, «Аленка» и пр. Графические знаки занимают второе место по популярности, а комбинация графики и слов – третье. Однако всё чаще можно обнаружить голографические символы и мелодии, которые тоже рассматриваются в качестве товарного знака.
Для чего нужен знак обслуживания
Товарный знак является объектом индивидуальной собственности, а потому подлежит обязательной регистрации, при которой проходит через экспертизу, определяющей степень уникальности символа. Как только получено экспертное подтверждение об оригинальности знака, он проходит регистрацию и становится объектом охраны на территории того государства, где был зарегистрирован. Далее использование знака разрешено и контролируется самим производителем на товарах, рекламной продукции, этикетках, документах, коммерческих предложениях или в прочих вариантах продвижения продукта, в том числе при регистрации в сети интернет.
Известные торговые марки нередко используются недобросовестными производителями для того, чтобы сыграть на похожести и тем самым ввести в заблуждение потребителя. Однако обладатель, зарегистрировавший оригинальный знак обслуживания, должен уметь доказать степень похожести до смешения, только в этом случае имитатор будет наказан.
Но прежде надо зарегистрировать товарный знак, а процедура эта состоит из нескольких этапов. Как оформление торговой марки, так и процесс её регистрации стоит доверить профессионалам – дизайнерским и юридическим компаниям, которые имеют обширную практику в указанной сфере деятельности.
Порядок создания символа обслуживания
Поскольку символ, картинка или последовательность букв являются интеллектуальной собственностью, стоит тщательно подойти к вопросу оформления, то есть дизайнерской концепции будущего товарного знака. Специалисты помогут выбрать правильное позиционирование на рынке товаров и услуг, подготовят несколько вариантов решений и проверят их по базе на предмет схожести с уже существующими, внесут корректировки и подготовят после одобрения заказчиком окончательный вариант, а далее в дело вступают юристы.
Разработка дизайна знака обслуживания может быть начата уже на этапе подготовки документов для создания фирмы или компании, но применение знака, не прошедшего все этапы регистрации, хоть и разрешено, однако с юридической точки зрения он будет рассматриваться лишь как обозначение, следовательно, не будет обладать исключительными правами.
Порядок регистрации
Процесс регистрации может быть инициирован только лишь после создания юридического лица или индивидуального предпринимателя, с которыми в последующем и будет ассоциироваться товарный знак.
Для оформления всех бумаг на право исключительной собственности существует Федеральная служба, которая занимается защитой интеллектуальной собственности. Предшествует данной процедуре этап формальной экспертизы, на котором выясняется уникальность торгового знака. Быстро и качественно осуществить эту процедуру могут эксперты, владеющие не только программным инструментом и информационной базой, но и знаниями тех ограничений, которые накладываются на торговые марки.
Подготовка сопроводительных бумаг, срочная экспертиза, подача документов в Федеральную службу, подбор классов МКТУ, оплата пошлин, поддержание контактов со службами ФИПС, получение свидетельства и Роспатента о том, что товарный знак зарегистрирован, с последующей его защитой и представлением интересов в судах по патентным спорам – это всё зона ответственности юридической фирмы, к которой вы обратились за помощью. Прохождение всех этапов занимает несколько месяцев, но сроки экспертной проверки и подачи документов при определенных обстоятельствах могут быть сокращены до нескольких дней.
Знак, находящийся на этапе регистрации, может сопровождаться информативным символом «TM», который извещает о процедуре, но на территории Российской Федерации он не регламентируется и не регулируется. После завершения всех обязательных процедур знак обслуживания может сопровождаться символом “R”, который, по сути, исполняет охранные функции. Длительность действия регистрации составляет 10 лет, по истечению которых подаются документы на подтверждение действия данной торговой марки.