Статьи
Банкротство туроператоров: решение вопросов через суд
Путешествия с различной целью – отдых, познавательные поездки, шоппинг-туры и пр., стали называть туризмом. В настоящий момент на территории Российской Федерации потребности граждан в организации выездного и местного туризма обеспечивает несколько сотен турфирм. Так, на конец 2016 года насчитывалось ни много ни мало 12395 туроператоров и турагентств. Часть из них была основана в начале 1990-х. За прошедшие более чем два десятка лет, казалось бы, должны устояться связи, быть отработаны логистические схемы, просчитаны все риски… Тем не менее, каждый год несколько известных туроператоров прекращают свою деятельность в связи с появлением комплекса внешних и внутренних причин, с которыми руководство не в состоянии справиться. Страдают не только владельцы, утрачивающие бизнес, но и туристы, которые имели несчастье заключить договор с потенциальными банкротами. Как вести себя в подобной ситуации, какие действия предпринимать, мы постарались разобрать в этой статье.
Предупредительные меры
Риск того, что ваш туроператор окажется не способным обеспечить договорные обязательства, одинаково возможен как для тех, кто еще не успел выехать к месту отдыха, так и для тех, кто уже там пребывает. В такой ситуации важно знать, что турист может вернуть затраченные средства, компенсировать моральные и материальные потери, недополученные услуги, а также потребовать исполнения обязательств. С этой целью создается материальный фонд персональной ответственности туристической компании, из которого впоследствии покрывается ущерб, причиненный вследствие неисполнения или недолжного исполнения обязательств.
Согласно действующему закону «О туризме» всякая компания, предоставляющая туристические услуги, должна быть застрахована, а точнее – обязана застраховать свою ответственность перед туристом. Кроме того, турист должен быть проинформирован при заключении договора о том, что может в добровольном порядке застраховать те риски, которые не покрываются обязательной страховкой. Эти риски могут проистекать, в том числе и от ненадлежащего исполнения турфирмой своих обязательств. Кстати, такое страхование лучше выполнить в той страховой компании, которая не связана с данным туроператором.
Действия туриста в случае банкротства туроператора
Любая претензия к туроператору, обращение к страховщикам или судебный иск сопровождаются сбором документов, подтверждающих факт приобретения пакета услуг у турфирмы-банкрота. Это могут быть договоры в письменном и электронном виде, путевки, ваучеры, авиабилеты и т. п.
Претензия туроператору
Претензии в письменном виде направляют туроператору. Это самый простой и быстрый путь урегулирования конфликтной ситуации в досудебном порядке. Сроки предъявления оговорены в законе и составляют не более 20 дней с момента окончания договора. Турфирма в свою очередь должна рассмотреть претензию в срок до 10 дней.
Обращение в страховую компанию
Параллельно турист готовит обращение в страховую компанию для возмещения ущерба. Претензионный срок составляет 6 месяцев. Для страховых компаний следует подготовить документы, подтверждающие личности туристов, указанных в договоре, копию договора, документальные подтверждения материального ущерба – всевозможные чеки, билеты, счета и пр. Наличие пакета документов значительно ускоряет и упрощает процесс получения компенсации.
Заявление в суд
Рассмотрение претензий туриста по поводу неисполнения договорных обязательств в судебном порядке – это крайний случай, к которому обращаются в том случае, когда гражданин не получает никакой реакции на свои запросы, обращения, претензии, или же часть его претензий по поводу компенсации остается неудовлетворенной.
В этом случае стоит обратиться в юридическую компанию «Гильдия Юристов», специалисты которой помогут составить грамотное исковое заявление. К заявлению необходимо приложить все вышеперечисленные доказательные бумаги, а также чек об уплате госпошлины.
Обращение к юристам в других случаях
Привлечение юристов будет полезным на стадии расчета размера компенсации, которая подлежит выплате. Это важно, поскольку клиент считает, что ему должны вернуть ровно столько, сколько он не догулял, недополучил. Тогда как в этом деле – расчете компенсации – есть свои тонкости, на которых туроператор может сыграть и выплатить сумму лишь частично.
Обращение к сотруднику юридической компании необходимо в том случае, когда страховщики отказывают в выплате компенсации по разным поводам.
Представительство интересов туристов понадобится и в суде, если клиент потребует возмещение морального вреда. Этот вопрос всякий раз решается по-разному, и практический опыт весьма неоднозначный.